Рынок башенных кранов

Сейчас в России работают 9 заводов, производящих башенные краны. Но в этой отрасли производства мы далеко не столь успешны, как, например, в выпуске автокранов. Показатели выпуска башенных кранов выглядят очень скромно. В 2007 году в нашей стране сошло с конвейера всего 532 единицы грузоподъемной техники данного типа!  По сравнению с размерами нашей страны и темпами строительства цифра удивляет, если не сказать – потрясает. Для сравнения - 20 лет назад в СССР выпускалось около четырех тысяч башенных кранов в год!

Сейчас большая часть башенных кранов в России – экспортная техника (по оценкам разных экспертов, это 50-65% кранов). В 2007 году в Россию ввезли 1252 крана - почти в три раза больше, чем выпустили. К слову, импортные производители пришли на российский рынок в 90-е годы, когда наше краностроение переживало спад производства. Однако сейчас наши заводы потихоньку наращивают выпуск, пусть им еще далеко до показателей СССР.

Чем же наши краны хуже зарубежных? Например таких как башенный кран Liebherr и прочих известных брендов. У тех и у других, безусловно, есть и плюсы, и свои минусы.

Российский башенный кран проще отремонтировать. Все узлы и элементы производятся здесь, и даже при покупке и доставке с завода-изготовителя они обходятся гораздо дешевле, чем зарубежные. Представьте, сколько стоит заказ того или иного элемента в Германии, его доставка и растаможка... Волнующая перспектива, не правда ли?

Российские краны могут работать при предельной температуре в минус 40 по Цельсию. Зарубежные краны, увы, можно использовать, пока столбик термометра не опустился ниже 25. Покупка крана в специальном северном исполнении обойдется вам на 20-25% дороже (от средней стоимости того или иного зарубежного крана). К тому же зарубежные краны рассчитаны на мягкую европейскую зиму, но уж никак не на суровую российскую, когда низкие температуры запросто сочетаются с высокой влажностью. Отечественный кран изначально рассчитан на такой вариант: обычно они могут работать при влажности, достигающей 80%, а некоторые модели – и до показателя в 100%. А у зарубежных кранов уменьшается срок службы канатов и работоспособность электрики – реле, микросхем и т. п.

С другой стороны, импортные краны могут похвастаться высоким качеством исполнения. Они надежны и экологичны, причем со временем надежность сохраняется. Этим объясняется стабильный спрос на импортные краны, уже бывшие в употреблении. К тому же эксплуатация кранов за границей проходит аккуратнее, чем в России.

Сегодня купить башенный кран отечественного производства можно в среднем за 9-14 миллионов российских рублей. Импортная техника стоит на 25-50% дороже. Самое интересное заключается в том, что зарубежные краны, уже побывавшие в использовании, стоят втрое дешевле новых. Поэтому львиная доля ввозимых из-за границы кранов – это техника, уже потрудившаяся на каких-либо стройках. И только 25% импортной техники – это новые, едва сошедшие с завода машины.

Между тем отечественное производство башенных кранов медленно, но верно растет. 500 с лишним единиц техники за 2007 год – это лучше, чем 392, выпущенные в 2006 году. Российские производители дополняют модели кранов новыми техническими разработками. Они повышают скорость и плавность подъема груза, увеличивают срок службы и безопасность работы кранов. Все больше становится высота, на которую можно поднять груз. Отечественный башенный кран, с одной стороны, становится все более надежным, а с другой – он больше ориентирован на наши природные условия, нежели импортная техника. Отечественные модели, помимо влажности и холода, стойко переносят жару, абразивный износ и ударные нагрузки (хотя, конечно, заставлять башенный кран работать на пределе мощности – верный путь к быстрому износу). И происходит это благодаря внедряемым в производство современным сплавам.

Российские башенные краны сейчас пользуются спросом в Казахстане (туда уходит половина экспортируемой техники), на Украине (треть от экспорта) и в некоторых других странах СНГ. Успех отечественных кранов на внутреннем и внешнем рынке будет зависеть во многом от применяемых технологий и новых разработок. Ну и, безусловно, от темпов строительства, которые в России вряд ли снизятся в ближайшие три года.

« назад

Другие статьи