Виды подъемных кранов

Строительные краны используют не только на стройках. Заводы, склады, электростанции, корабли - на любом объекте, крупном или не очень, есть один или несколько кранов. Мостовые, самоходные, портальные, башенные и даже козловые - всё это разновидности грузоподъемных машин.

Краны бывают поворотными и неповоротными. На понтонах и судах могут устанавливаться плавучие и судовые краны. Поворотные краны на рельсовом, гусеничном, пневмоколесном ходу, на автомобильном шасси обобщенно называют стреловыми самоходными. Если кран устанавливается на стену или крышу здания, он носит название настенно-поворотного или кровельного. У портальных кранов поворотная часть крепится на высоком портале. Ну, а башенные краны назвали так из-за того, что их поворотная часть имеет форму высокой башни.

Неповоротный башенный кран, как уже можно догадаться, не имеет части, описывающей круг. Такие краны бывают мостовыми и настенно-консольными. Мостовой кран похож по конструкции на подвесной или опорный мост. Так, собственно, и появилось его название. Он состоит из рельсов, уложенных на стене или на эстакаде, по ним передвигается мост, а по мосту, в свою очередь - грузовая тележка с лебедкой. Мостовые краны используются на складах, в цехах, на электростанциях. Они могут поднимать грузы массой до 500-600 тонн на высоту 40-50 метров, хотя это не предел. Краны в специальном исполнении могут поднимать груз на высоту в полкилометра.

Помимо мостовых кранов есть и мостовые перегружатели. Они имеют высокие опоры, способные перемещаться по наземным путям. Мост установлен на опорах. Перегружатели с малыми пролетами называют козловыми кранами. Такие механизмы используются на погрузочно-разгрузочных работах.

Козловые краны применяются на открытых складах, где они поднимают штучные грузы. Также с помощью козловых кранов монтируют сборные гражданские сооружения и секционные части кораблей. Грузоподъемность таких кранов может достигать 900 тонн - особенно у тех машин, что используются в судостроении. Высота подъема груза - до 80 метров. Легкие козловые краны используются при ремонте автомобилей и при погрузке-разгрузке товара, идущего небольшим потоком.

Портальный башенный кран используют для гидротехнических работ, при сборке и монтаже в судостроении и судоремонте, для разгрузки в портах и на открытых складах. Обычно портал крана перемещается по рельсовому пути. Бывают и полупортальные краны, когда один рельс крепится на стене здания. Грузоподъемность у перегружающих и судостроительных кранов разная. У монтажных машин она варьируется от 100 до 300 тонн. Перегрузочные краны рассчитаны на меньший вес - от 5 до 40 тонн. Вылет у таких кранов составляет 25-35 метров (у перегрузочных) и от 50 до 100 метров - у строительных.

Стреловые самоходные краны могут использоваться и на перегрузочных и на строительно-монтажных работах. Краны на автомобильном шасси применяются на стройках для работ нулевого цикла (закладка фундамента). Гусеничные краны очень медленно передвигаются, но обладают высокой проходимостью. Автокраны сочетают в себе нужную в городских условиях мобильность, простоту использования (монтажа и демонтажа не нужно) и способность поднять 40 тонн груза, а нередко и больше. Грузоподъемность у разных самоходных кранов варьируется. Автокраны могут поднимать груз до 100 тонн, пневмоколесные - до 200 тонн, гусеничные - 300 и больше. Высота подъема стрелы у отдельных моделей достигает 50 метров, а вылет может составлять 100 метров и больше.

Когда нужно производить работы на плаву, используется плавучий башенный кран. Поворотная или неповоротная часть у таких машин крепится на самоходном понтоне, развивающем скорость до 10-15 км/ч. С помощью плавучих кранов разгружают суда-тяжеловесы, ведут спасательные, судостроительные, монтажные работы. Поворотные краны могут поднимать грузы весом до 350 тонн при вылете до 60 метров. Неповоротные плавучие краны - рекордсмены по грузоподъемности, она может достигать 2500 тонн. Их используют для специальных работ и подъема особо тяжелых грузов.

« назад

Другие статьи